Главная » Пресса

Пресса о Елене Исаевой


29.09.2004

Театр - это потребность души


опубликовано: Известия Удмуртской Республики
оригинал статьи: http://www.izvestiaur.ru

Его называют живой легендой театра, про него говорят, что это очень интересный и филигранный режиссер. Несмотря на свои 82 года, Александр Поламишев находит в себе силы, чтобы не только преподавать режиссуру в знаменитом театральном училище имени Щукина, но и ставить спектакли в московских и провинциальных театрах, и даже за рубежом.

В ижевском театре "Молодой человек" готовится к выходу премьера спектакля "Абрикосовый рай", светлой и доброй пьесы драматурга Елены Исаевой, такой сказки о женской дружбе в двух частях, и режиссером-постановщиком ее стал заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения Александр Поламишев.

- Александр Михайлович, очень приятно видеть вас в Ижевске, скажите, это ваш первый опыт сотрудничества с театром "Молодой человек"?

- Да. Но руководитель театра "Молодой человек" Евгений Столов - выпускник режиссерского факультета театрального училища имени Щукина, мой ученик. Я в этом училище работаю более 50 лет, теперь - декан режиссерского факультета. И так случилось, что у меня образовалось свободное время, и я с удовольствием приехал сюда. Евгений Столов всегда считался очень интересным учеником. Мне было интересно, как он работает.

- "Молодой человек" - театр со своей стилистикой, очень своеобразный, не похожий на другие. Как вам работается с этими актерами?

- С удовольствием работаю. Я удивился, потому что подавляющее большинство этого коллектива - люди, которые не учились ни в каких театральных вузах. И Евгений Столов воспитал целую группу хорошо обученных, очень профессиональных актеров, которые чрезвычайно близки нашей школе - вахтанговской. Это актеры, которые не только правдиво живут на сцене, но еще и являются приверженцами яркой и интересной формы.

- Выбор пьесы был за вами?

- Я эту пьесу ставил и в Москве, и в Уфе, и в Кирове. Мне нравится эта пьеса.

Среди современной драматургии выбор невелик. Очень много молодых драматургов, которые любят выдрючиваться, их не столь интересует психология человека, глубина души, сколько неожиданные формы, эпатаж. А мне это скучно и неинтересно. К сожалению, современная "модная" драматургия мне не нравится. А среди авторов, которые этим не увлекаются, есть Елена Исаева, Марина Ладо, Юрий Андрейчук. Это такое традиционное направление российского реалистического театра. И я люблю такой театр.

- Ваши последние режиссерские опыты связаны только с современной драматургией?

- Я предпочитаю хорошую драматургию, современную, российскую, западную, любую.

Причем ставлю не только в России, но и на Западе. В Германии, например. Я свободно владею немецким языком, окончил разведшколу. А во время войны я был командиром диверсионной группы, работал в тылах у немцев. И недавно в Дюссельдорфе поставил спектакль "Ромул Великий" по пьесе Дюрренматта - прекрасная пьеса, но ее сложно назвать современной.

- Как же вы попали в театр после разведшколы?

- Это очень длинная история. Во время войны я воевал и в диверсионной группе, и в пехоте, был три раза ранен, тяжело контужен. И после последнего ранения я лежал в подмосковном госпитале. Тогда была жива моя мама, и мама сдружила с одной из первых заслуженных артисток - Верой Юреневой. В госпитале готовился концерт, в котором мы, выздоравливающие бойцы, принимали участие. Я пригласил маму и ее подругу на концерт. В концерте я танцевал лезгинку, поскольку родился в Дагестане и знаком с этой культурой, и читал вступление к "Медному всаднику" Пушкина, это были единственные стихи на русском языке, которые я знал, поскольку оканчивал немецкую школу в Москве и знал больше стихи Гете, Гейне, Рильке. После этого Юренева сказала: "Саша, вы актер, после войны обязательно идите в театр".

Я так и сделал. И в конце 44-го года поступил в Высшее театральное училище имени Щукина при театре имени Вахтангова. Работал сначала актером, затем окончил режиссерский факультет ГИТИСа. И с 1959 года я работаю режиссером, а с 1962 года еще и преподаю в училище имени Щукина. Вот такая биография.

- То есть судьба Штирлица вам близка и понятна?

- Не совсем. Штирлиц был разведчиком. А я был диверсантом. Мы, например, с нашей группой организовывали диверсии на немецких производствах, взрывали стратегические предприятия. Выиграть время в войне - это очень важно.

- А спектакли про войну никогда не ставили?

- Нет. Если говорить честно, про войну мало кто написал откровенно. Пожалуй, это Астафьев, Василь Быков и Кондратьев. Остальное все - ложь. Константин Симонов на передовой и не был никогда. И столько "липы" про войну написано. А те авторы, которые писали правду про войну, не создавали пьесы. Да и мне не хочется ставить спектакли про войну, это не очень сценично. Фронт, война - это не материал для сцены, с моей точки зрения.

- На ваш взгляд, какие качества отличают современного актера? Каким должен быть актер сегодня?

- Я уже очень немолодой человек, проживший долгую жизнь, и актеры у меня делятся на хороших, средних и плохих. Такой замечательный актер, как Иннокентий Смоктуновский, всегда современен. Я видел его в постановке "Идиот" на сцене Большого драматического театра имени Товстоногова - это невозможно забыть.

Настоящие актеры всегда современны. А молодежь, которая приходит сейчас в театр, отличается от моего поколения. Мы были людьми, живущими в советской стране, подавленными нелепыми теориями, идеями. Сейчас, к счастью, молодежь свободна от всей этой чепухи. Но в то же время, при всей раскрепощенности, очень редко встречаются молодые люди по-настоящему интеллигентные. К нам в училище попадают такие студенты, которые не читали Чехова, Достоевского, Толстого. И приходится нашим педагогам по общеобразовательным предметам за четыре года хоть рассказать им об этих авторах.

- Ваша манера работы с актерами чем-то отличается от манеры других режиссеров?

- Актер в переводе с английского - действующий. И для режиссера самое главное - подсказать актеру это действие на сцене. Меня радует, что в наше время очень много людей приходит в театральные профессии. Приятно, что люди тянутся к искусству. Ведь и много людей в храмы ходит. Это потребность души. И это очень характерно для России.

Оксана Лукинская

« вернуться к списку публикаций