Главная » Пресса

Пресса о Елене Исаевой


4.11.2003

Школа самой современной пьесы


опубликовано: Независимая Газета #238(3070)
оригинал статьи: http://www.ng.ru

В театре "Школа современной пьесы" подвели итоги нового драматургического конкурса "Действующие лица". Как и у известных уже литературных премий, у "Действующих лиц" имеется свой крупный финансист, это - РАО "ЕЭС". Глава акционерного общества Анатолий Чубайс приехал и даже выступал, однако же говорил только об искусстве, так что ни у кого, кажется, не возникло сомнений, будто театральное пространство Анатолий Чубайс пытается превратить в политическую трибуну.

По условиям конкурса лауреатов должно было оказаться три (по числу премий), однако по выступлениям членов жюри стало понятно, что эстетические их предпочтения слишком далеки друг от друга. В итоге три премии разделили на пятерых.

Председатель жюри Сергей Юрский даже не стал скрывать расхождений во мнениях, весьма критически отозвался о прочитанном и о новой драме в целом: сердцевина любой драмы, по его глубокому убеждению, в диалоге, а новая драма диалогом не владеет. Тогда зачем она актеру?

Любопытно, что при таких его словах первую премию присудили пьесе-диалогу Елены Исаевой "Про мою маму и про меня", в которой все главные разговоры ведут мама и ее дочь Лена. Эту премию с Исаевой разделил восемнадцатилетний студент Литинститута из Сергиева Посада Александр Демахин. Вторую премию жюри отдало в руки классика Иона Друце (пьеса называется "Последняя любовь Петра Первого"), третью опять-таки поделили (за пьесу "Одни" ее получит известный режиссер и драматург Виктор Шамиров).

Художественный руководитель "Школы современной пьесы" Иосиф Райхельгауз - несмотря на всю разноголосицу жюри - обещает, что поставит чуть ли не пять пьес из "короткого списка". Что ж, тогда его театр превратится в "Школу самой современной пьесы". Райхельгауз решил не откладывать дело в долгий ящик: его студенты уже показали первые срепетированные отрывки из конкурсных пьес и вполне вероятно, что скоро эти шоковые и "рваные" монологи увидит публика.

Впрочем, одну из пьес-лауреатов публика уже видела и слышала.

Пьесу Елены Исаевой "Про мою маму и про меня" несколько дней назад сыграли в подвале "Театра.doc".

Сама Исаева почему-то всячески открещивалась от слова "премьера". Не знаю: по мне, так если что-то происходит на сцене и это "что-то" производит впечатление, это и есть спектакль. А раз его играют впервые, то и - премьера. Исаева так не считает, говорит, спектаклю многого недостает, что актрисам предстоит еще выучить текст.

На премьере Елена Морозова и Диана Рахимова действительно играли, не вставая из-за стола, похожего на парту, сверялись с пьесой, иногда сбивались, поправляли друг друга и шли дальше. Это прощалось, поскольку не портило общего впечатления.

Приметы актерской читки, вроде тех, которые проходят на многочисленных ныне драматургических семинарах, в данном случае как будто подчеркивали документальность повествования. Да, первую премию дали пьесе, написанной по мотивам разговоров героини, вернее, автора, Елены Исаевой, со своей мамой (здесь кстати вспомнить, что лучшей пьесой недавно прошедшего фестиваля "Новая драма" назвали сочинение Людмилы Петрушевской "Бифем" - тоже рассказ о матери и дочери).

Простая история, выстроенная в хронологической последовательности. История взросления, в то время как рядом, в той же квартире и в той же семье идет "своим чередом" взрослая жизнь. Диалог, в который - как иногда в телефонный разговор - вдруг вмешиваются, вклиниваются голоса других. "Помехи на линии" мешают взглянуть на жизнь как на красивую картинку.

Школьные увлечения, попытки матери как-то пристроить "гениальность" своей дочери, найти ее еще не обнаруженной гениальности приют, "пробуя на вкус" спортивную секцию, драмкружок и литературную студию. А "в двух шагах" - телефонный роман, разговоры матери с ее когда-то любимым. Не роман даже, а телефонное окончание юношеской любви…

Исаева - автор многих пьес. Одна из них, "Абрикосовый рай", идет по всей России (к слову, на семинаре молодой драматургии в Любимовке в этой пьесе дебютировала Елена Морозова), другая, "Юдифь", библейская драма в стихах, шла в Центре драматургии и режиссуры под руководством Казанцева и Рощина. А премию получила "документальная пьеса", едва-едва порвавшая связь с пресловутой техникой "вербатим". Но - в отличие от большинства документальных пьес - у Исаевой нет ни проституток, ни бомжей, все, напротив, хорошие, милые, добрые люди (что наверняка отличало ее пьесу от большинства присланных на конкурс и расположило к ней членов жюри).

У документальной пьесы, конечно, есть свое, порой пугающее обаяние. Разумеется, публика и над вымыслом готова облиться слезами, в театре страдания Треплева, Турбиных или даже Гамлета воспринимаются с сочувствием, тем большим, чем величественнее игра актера. В случае с документальной пьесой сознание, что, например, Игоряшка - не выдуманный герой, а реальный… не герой вовсе, а просто человек, который жил-жил, да и умер, производит совершенно иное впечатление. И сочувствие - иное, не эстетическое, а человеческое, что ли.

Знание о том, что за текстом, который читают (играют) две очень хорошие актрисы, скрывается (и продолжается) реальная жизнь, заставляет относиться к сюжету как к чему-то не окончательному, способному к переменам (вроде прежних мальчишеских надежд, что Чапаев однажды переплывет реку Урал, а не погибнет от белогвардейской пули). И то, что жизнь складывается все равно несчастливо, что хорошие люди в ней умирают именно тогда, когда это особенно нужно мелодраматическому "сюжету", просто-таки потрясает (как же так?!). И "театральные" эмоции вдруг как будто перетекают, вернее, резко вырываются в свободное, другое пространство.

Григорий Заславский

« вернуться к списку публикаций