Главная » Пресса

Пресса о Елене Исаевой


19.12.2005

Дело провинциальных врачей


опубликовано: Радио "Маяк"
оригинал статьи: http://www.radiomayak.ru/schedules/5725/25203.html



Я с удовольствием представляю сегодняшних гостей. Это авторы и участники спектакля "Док.Тор", премьеры Театра.Doc, на мой взгляд, главного события нынешнего театрального сезона, это драматург Елена Исаева и актер Андрей Заводюк, который играет того самого провинциального доктора. Я надеюсь, что после новостей к нам присоединится режиссер Владимир Панков, который этим спектаклем продолжает серию своих саунд-драм. Добрый день, Лена, добрый день, Андрей!

- Кому пришло в голову все это сделать? Наверное, можно было поставить и "Записки молодого врача" Булгакова, тем более что сейчас все говорят о Булгакове. Это общение с врачами на такие вещи подталкивает?

Исаева:На самом деле, да. Мои знакомые, которые знают, что я занимаюсь документальным театром, мне сказали, что есть о замечательный врач, который рассказывает удивительные истории. Он просто интересен как собеседник. Не из каждого "документального донора", как это принято у нас называть, можно выудить нужную информацию. Мы встретились с этим человеком, когда он приезжал в Москву. Он сам из Астрахани. Его зовут Андрей Гернер. Он хирург, работающий в районной астраханской больнице. Все, что в спектакле изложено, он на своей шкуре прошел. Мы с ним разговаривали очень долго, сидели целый день. Потом из этого получился спектакль.

- За один день такой спектакль может получиться? То есть вы всего один день с ним общались?

Исаева:Один день сначала. Потом он еще раз приезжал, мы тоже разговаривали. Но то, что он рассказывал, этого материала хватило бы на 10 спектаклей.

- Я думаю, не было цели шокировать публику, чтобы люди пришли.

Заводюк:Нет, не было. Когда я прочел пьесу, уже готовый вариант, я ничему удивлен не был.

- Я не могу сказать, что там было что-то новое. Я , например, рос в медицинской среде:

Исаева:Новое там то, что со времен Булгакова ничего не изменяется. Как уточнил Михаил Угаров, который смотрел этот спектакль, не то что ничего не меняется, а становится все хуже и хуже: тогда хоть какие-то медикаменты были, было хоть что-то, чем можно было оперировать. Сейчас, как говорит Андрей, самое страшное, что мы в глубинке ставим диагноз исключительно по интуиции, по наитию и по таланту, как ставили в первобытном обществе. Не как весь мир: томографы и т.п. Тут один томограф на город, понимаете? Только заглянув в глаза больному, ты понимаешь, чем он болен. Это зависит только от таланта врача. Это ужасно! Я думаю, такая ситуация не только в этом городе, но и во многих других. Это в каком-то смысле умирание нашей медицины.

- С одной стороны, умирание, с другой - эти врачи более профессиональные, моя бабушка просто на простукивание обычным статоскопом ставила диагноз. А сегодня, когда мы войдем в нашу поликлинику СТД, отправят на многочисленные исследования, а потом смотрят на результаты, но не смотрят на человека.

Исаева:Это все равно не оправдывает людей, которые допускаю катастрофическую ситуацию, сложившуюся по стране.

- Кстати, в Театре.doc есть новый спектакль, который называется "Манагер 2005", который сделал Руслан Маликов вместе со своим товарищем, настоящим менеджером. На этот спектакль приходит очень много целевой публики. А у вас приходят врачи, насколько им это интересно?

Исаева:У нас, во-первых, было еще не много спектаклей. Было несколько врачей. Я их потом с пристрастием допрашивала, потому что мне было интересно, как они к этому относятся. В общем, все они, как ни странно, были под впечатлением, хотя это то, с чем они сталкиваются каждый день. Концентрация всего, именно в форме искусства: То, что Володя Панков сделал, эта музыка, этот ритм - это совершенно потрясающая симфоническая вещь, она обнажает самые страшные и самые болевые вещи.

- Я хочу сказать, что будучи большим поклонником Театра.doc и любя многие его спектакли, я был ошарашен тем, насколько это завершенное театральное сочинение. Таких сделанных до конца, глубоких и дорогих спектаклей - не в смысле вложенных денег, а продуманности каждой минуты театрального времени.

Исаева:Скрупулезной, бисерной работы, понимаете. Тап каждая петелька, крючочек режиссерской работы так плотно, так все обосновано - из песни слова не выкинешь. Я потрясена работой этой команды. Это не первый проект, где я участвую. Но я первый раз вижу команду, которая так с полувзгляда, с полужеста друг друга понимает. Они существуют совершенно четко, точно, музыкально - потрясающе! Для меня было открытие, что так можно. Мне кажется, что это какое-то новое существование актерское. Я еще не могу пофилософствовать об этом.

- Но стихи-то уже написала об этом?

Исаева:Нет, еще не успела. Как актеры попадают в такие проекты? Я знаю, что очень часто работа в Театре.doc почти не оплачивается. Я вижу, что очень много людей приходят бесплатно. Кто-то заплатил за билет, а очень много приходят как друзья. Как сказал Эдуард Бояков, открывая театр "Практика", друзей мы не зовем, покупайте билеты! Что убеждает участвовать в таких проектах?

Заводюк:Небольшая предыстория. Мы с Володей Панковым были знакомы еще по работе в театре Пушкина, поскольку я там тружусь постоянно. Три спектакля мы с ним выпускали. Он работал как композитор, как музыкальный оформитель спектакля, а я как артист. Мы все время пересекались: какими-то мнениями, какими-то мыслями, как-то мы присматривались друг к другу. Однажды прозвучала эта мысль: давай чего-нибудь сделаем вместе. Через какое-то время я перезвонил ему, давай, Панков, сделаем что-нибудь вместе! Прошло полгода. Ответа на это не было. Через полгода Панков позвонил и сказал, давай. Он дал мне пьесу. Все было на уровне какой-то договоренности, взаимного желания вместе работать и что-то сделать.

- Важно ухватить человека, а то сегодня взлетают быстро, как братья Пресняковы. Так и Панков сегодня очень стремительно становится модным. Он делает спектакли для Серебренникова, вместе с ним идут "Мещане".

Исаева:Гриша, понимаешь, в чем важность для меня Театра.doc , что там люди собираются исключительно по любви, по желанию работать. Команды составляются просто из тех людей, которые хотят существовать вместе во времени и пространстве и что-то делать. Деньги они, слава богу, имеют возможность зарабатывать в каких-то других местах. Это счастье, что есть такое место.

- я не очень верю, что среди тех актеров, которые там работают, много тех, которые зарабатывают деньги в других местах. Александр Цекало все-таки, играя с Гришковцом в театрально центре СТД, продает билеты от 1000 до 4000. Нельзя сказать, что здесь он занимается искусством, а где-то в другом месте он зарабатывает деньги.

Заводюк:Я не думаю, что это было настолько важно. Я согласен, что не все смогут заработать где-то на стороне, не у всех это получается.

Исаева:Но все равно Doc не для этого.

- А Doc является какой-то стартовой площадкой. Сейчас ясно уже, что этот спектакль успешен. Хотелось бы, чтобы зрительных рядов было чуть больше, чтобы все сидели не в такой тесноте, чтобы больше людей смогли посмотреть этот спектакль. Возможно ли, что этот спектакль переедет на другую площадку?

Исаева:Это , как решит Володя, как решит команда. В принципе, спектакль, как он задуман сейчас, он задуман именно для этого помещения. Там задействована любая стена, любой сантиметр, и они там играют. Там нет ни одного неигрового приступочка. И то, что зрители так близко, и их не много, это дает особенное погружение в атмосферу и совершенно другой посыл актерский. Текст очень тяжелый. Я писала и думала, как же это вообще можно поставить. Я попросила Володю, потому что мне казалось, что он справится с таким сложным текстом, он сделал его музыкальным. Лапаротомия , чтобы это как-то музыкально прозвучало, чтобы это выучил актер! Где я ни работала, если была какая-то сложная фраза, мне актеры подходили и говорили очень часто: это что такое, это же невозможно произнести, почему вы так пишите!

- А здесь не подходили?

Исаева:Я же думаю, когда пишут, ставлю слова так, потому что они по-другому стоять не могут. Здесь актеры кайфовали от этой сложности.

Заводюк:В этих сложных словах есть очень мощная ритмическая структура. Ла-па-ро-то-мия - здесь есть даже скрытая энергетика. Можно поиграть в этом, импровизировать, повеселиться.

Исаева:Собралась команда, которая, на удивление, чувствует ритм текста и понимает, что спектакль во многом зависит оттого, поймали люди ритм текста или нет. Кажется, что все в спектакле замечательно, режиссура необыкновенная, а все разваливается, и зритель не реагирует. Зритель просто не встроился в ритм текста. Если режиссер это понимает, то удача стопроцентная.

« вернуться к списку публикаций