Главная » Пресса

Пресса о Елене Исаевой


31.01.2006

Одолжите доктора


опубликовано: "Русский журнал"
оригинал статьи: http://www.russ.ru/comments/109328947

Дина Годер

...
Кроме унылого посещения кислых новинок, у критика есть и второй способ употребить пропадающее в январе театральное время - сходить на те премьеры, которые по каким-либо причинам пропустил в первой половине сезона, и, судя по всему, напрасно. Таких спектаклей мне удалось посмотреть два: "Одолжите тенора" в театре имени Пушкина (в рейтинге, который проводит среди московских критиков сайт "Театральный смотритель", он занимает 12 место в текущем сезоне). И "Док.тор" в Театре.doc (соответственно, 7 место).

...

"Док.тор" на сцене крошечного подвального Театра.doc во всем кажется противоположностью "Тенору". Против бродвейского хита - коротенькая пьеса Елены Исаевой, написанная в маргинальной технике документального театра "вербатим", то есть не придуманная, а использующая только прямую речь интервьюируемого человека. Но актер (опять актер!) и музыкант Владимир Панков, превративший тяжелый монолог провинциального врача в энергичное и многоголосое музыкальное действо, был нацелен на зрительский успех (пусть на своем поле) ничуть не меньше, чем Евгений Писарев.

Текст пьесы под названием "Во Содоме, во Гоморре" практически целиком можно прочесть в первом номере прошлогодних "Отечественных записок", и я советую это сделать - не для того, чтобы в чем-то уличить спектакль, а просто потому, что он хорош, особенно каким-то удивительным ощущением позитивной и крупной личности этого врача, который в невообразимой ситуации отечественной сельской дикой медицины умудряется оставаться нормальным человеком и радоваться. Ну и потом, это прекрасная рифма к булгаковским "Запискам юного врача". Доктор и сам об этом знает, говоря: "Ничего не меняется".

Панков, некоторое время назад сочинивший жанр "саунд-драмы", на этот раз тоже работает прежде всего со звуком и ритмом. Врача, которого славно играет артист из Пушкинского театра Андрей Заводюк, он обставил хором из медперсонала - трех женщин, двух мужчин и аккордеониста (зрителям, кстати, тоже раздают при входе белые халаты). Хору отдана часть текста, но в основном он нужен именно для придания действу энергии и зрелищности. Оттопывая и отхлопывая ритм, распевая "Забирай меня скорей, увози за сто морей..", повторяя раз за разом одну и ту же реплику, танцуя и эффектно разгуливая туда-сюда, словно манекенщицы по языку, хор превращает исповедь врача в шоу, что не всегда идет на пользу смыслу (к тому же слов иногда просто не слышно), но безусловно заводит зал. Есть, пожалуй, два момента, где режиссер помог тексту. Один - в начале, тихий. Когда, сидя за столом, уставленном хирургической посудой с едой (все едят макароны пинцетами), доктор берет в руки куриную ножку и рассказывает об ампутации ноги, которую он почти без наркоза делал раздавленному трактором деревенскому алкашу. "Мне нужно было сформировать культю", - говорил он растерянно, а вареная куриная плоть под его руками распадается и кожица рвется. Второй момент - громкий, ближе к концу, когда врач рассказывает, как теперь он работает в больнице скорой помощи, где пациенты - бомжи, которых нечем ни лечить, ни кормить, а тут еще телефоны отключили. Панков превращает этот фрагмент текста в почти рэпперское представление, где актеры один за другим, танцуя, выкрикивают фразы пулеметной очередью, а за их спиной остальные участники отщелкивают ритм, оттягивая и отпуская на ладонях резиновые хирургические перчатки. И правда: такие слова всегда непонятно как произносить, чтобы они не прозвучали митингово, а рэп, если и не помогает смыслу, то хотя бы передает их отчаянную ярость.

В спектакле, кстати, есть маленький фрагмент, которого нет в опубликованном тексте - история о том, как идущего домой с дежурства подвыпившего доктора отметелили те самые менты, которых он постоянно оперировал. Но это так, вскользь, без обиды, даже со смехом. Я им говорю: "Ведь это ж я... Я же вас, сук, всегда режу...". Не поняли. Это как раз очень точно получилось.


« вернуться к списку публикаций