Главная » Пресса

Пресса о Елене Исаевой


18.11.2005

Дело врачей


опубликовано: "ВЕДОМОСТИ" №217 (1498)

Александра Машукова

В подвале в Трехпрудном решили осветить, кажется, все проблемные стороны нашей жизни. Тут уже рассказали о женщинах-убийцах и создателях ток-шоу, о гастарбайтерах и солдатах, воевавших в Чечне. Теперь дошла очередь до врачей. Несмотря на болезненность темы, публика на этой премьере много смеется.


Прежде чем войти в зал, где играют спектакль Владимира Панкова “Док.Тор”, нужно надеть белый халат — тут его выдают каждому. После этого тесный предбанник Театра.doc становится похож на помещение, где вот-вот начнется какое-то медицинское сборище — симпозиум, скажем, или лекция для студентов-медиков. Это переодевание может показаться приемом, бесхитростным до наивности, но здесь он работает. Играя в принадлежность к медицинскому сообществу, мы пытаемся пережить эту историю изнутри, но одновременно остаемся обычными зрителями совсем других профессий и опыта. Эта едва ощутимая двойственность, расфокусированность взгляда чем дальше, тем больше проявляется в спектакле — и оказывается важной.

Драматург Елена Исаева, назвавшая пьесу “Записки провинциального врача”, не скрывает ее внутренней связи с прозой Михаила Булгакова. Кажется, там даже случаи болезней схожи — что, кстати, подмечают и сами персонажи “Док.Тор”. Пьеса основана на реальных рассказах сельского доктора. Ее герой, молодой хирург Андрей (его точно и темпераментно играет артист Театра им. Пушкина Андрей Заводюк) врачует в провинции: здесь нет ни персонала, ни медикаментов, а спасение пациентов причудливо сочетается с собственной борьбой за выживание. Текст Исаевой жестче и сдержаннее спектакля, который режиссер Владимир Панков постарался расцветить всеми возможными способами: от слайд-фильмов до почти модельных проходов сексапильных медсестер и, конечно, музыкальных номеров — как же без них, ведь Панков — глава “Пан-квартета”, написавшего саундтреки ко множеству столичных постановок последних лет.

Этого завлекательного “гарнира” здесь, пожалуй, перебор. Говорят-то врачи и медсестры исключительно о страшном. О том, как пьяного мужика переехал трактор и хирургу надо “формировать культю” из остатка ноги, а пила в операционной ржавая, — во время этого рассказа доктор и медсестры поедают курочку и смеются. Или того пуще — крутят слайд-фильм про человека, у которого после ранения все кишки на спине, но санитаров в больнице нет, поэтому носилки приходится тащить хирургу и анестезиологу. Рассказчик Андрей едва ли не в пляс пускается: развлекуха! Поначалу этот смех раздражает. Он непонятен. Он вызывает отторжение: нет, конечно, всем известно, что врачи — любители черного юмора и циники поневоле, но мы-то ведь только прикидываемся медиками, накинув на часок больничный халат. Мы над такими вещами смеяться не можем. Потом понимаешь, что смех этот — истерический. Что оборотная сторона его — отчаяние, которое в результате выплескивается в номере “Катастрофа”, где почти рэповской скороговоркой герои высказывают все, что накопилось: недоумение, ужас, тоску.

Этот сплав открытого веселья и открытого трагизма и переводит “Док.Тор” в область художественного высказывания, что так редко происходит в документальном театре. В финале круг замыкается, и новый доктор приезжает в очередную сельскую больницу. Через минуту молодые актеры, будто не в силах долго сохранять серьезность, начнут пританцовывать под легкомысленный попсовый хит. Кажется, слово “катастрофа” уже вылетело у них из головы. Но мы-то его не забыли.


« вернуться к списку публикаций